Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: журнал «Омский бизнес-журнал», № 1, январь 2016 г.
Оригинальная верстка (формат PDF, 685 КБ)

Две стороны медали

Увеличение поставок самого экономичного вида топлива и снижение задолженности за потребленный ресурс — задачи неразрывно друг с другом связанные. О том, как они решаются, Бизнес-журналу рассказал генеральный директор ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» Виктор Варжин.

— Виктор Николаевич, закончился очередной год, наверное, уже можно подвести его итоги...

— Главным показателем для нас всегда было безусловное выполнение обязательств перед потребителями. Компания с этой задачей успешно справилась — все они получали голубое топливо бесперебойно и в заявленных объемах.

Не снижаются темпы газификации области. Уже на протяжении многих лет у нас ежегодно появляется 10-12 тысяч новых абонентов-физических лиц, и прошедший год не стал исключением. В целом на сегодняшний день их количество составляет порядка 228 тысяч. Наиболее интенсивно процесс газификации шёл в Москаленском, Исилькульском и Омском районах области. В городе наиболее интенсивно газифицировались домовладения жителей Центрального округа.

Переход на голубое топливо, безусловно, оказывает позитивное влияние, как на социальную, так и на экономическую ситуацию в муниципальных образованиях. Улучшается качество жизни людей, уменьшается нагрузка на семейные бюджеты, открываются новые возможности для развития предпринимательства. Хотел бы отметить еще один важный социальный фактор: цена на природный газ сдерживается за счет экспортных поставок и растет в полтора-два раза медленнее, чем на другие энергоносители.

— Статистика показывает ощутимое снижение уровня доходов населения — отразилось ли это на платежной дисциплине ваших потребителей?

— К сожалению, здесь налицо устойчивая негативная тенденция. За год дебиторская задолженность абонентов увеличилась на 45%, причем почти половину ее составляют просроченные долги (более двух периодов неоплаты). Общая сумма таких долгов превышает 87 млн. рублей.

Понятно, что финансовое благополучие омичей оставляет желать лучшего, но понятно и то, что компания не может поставлять газ бесплатно. А потому снижение задолженности за поставленный ресурс является одним из основных направлений нашей работы. В прошлом году абонентам было выдано более 21 тысячи уведомлений, подано 360 исков о взыскании долга в судебном порядке, произведено порядка трёх тысяч отключений абонентов-должников от газоснабжения. И эта работа, конечно же, будет продолжена.

— В сегменте юридических лиц ситуация схожая?

— В принципе, да, хотя здесь ситуация неоднородная. В общей сложности, у нас 1334 производственных потребителя всех категорий. 85% из них — это предприятия малого и среднего бизнеса, подавляющее большинство которых платит исправно. То же самое можно сказать о бюджетных организациях. А вот жилищно-коммунальная сфера как была, так и остается проблемной. На теплоснабжающие организации (ТСО) приходится львиная доля просроченной задолженности, и позитивной динамики в данном сегменте не просматривается: что на начало, что на конец года. На начало декабря просроченная задолженность составила порядка 198 млн. рублей. Увеличилось в 2015 году и количество банкротств коммунальных предприятий.

Понятно, что ситуация непростая, что есть объективные трудности, но ведь они есть у всех, а в аутсайдерах постоянно ходят одни и те же районы: Русско-Полянский, Черлакский, Омский — картина там не меняется на протяжении целого ряда лет. И никакими кризисными явлениями это не объяснишь — долги там накапливались и раньше.

Зато, например, Таврический, Исилькульский, Калачинский районы, которые еще три-четыре года назад никак нельзя было назвать благополучными с точки зрения платежной дисциплины, вошли в новый отопительный сезон практически с нулевыми долгами. Просто там реально взялись за наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Конечно же, мы самым активным образом занимаемся решением долговой проблемы, причем работаем в постоянном контакте с правительством области. Еженедельно проводят селекторные совещания, в которых принимают участие главы всех муниципальных районов, руководители ТСО. Налажено тесное взаимодействие с правоохранительными органами, которые в последнее время гораздо глубже вникают в эту проблему, анализируют причины возникновения долгов. Усиливает компания и претензионно-исковую деятельность. В прошлом году подано 38 исков к должникам на общую сумму 277 миллионов рублей. По ранее поданным искам удалось взыскать 190 миллионов.

Сейчас в завершающую стадию входит компания по заключению договоров поставки газа с производственными потребителями всех категорий на 2016 год. Это еще одно важнейшее направление нашей работы. Количество партнеров ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» ежегодно растет, и выстраивание конструктивных отношений с ними, безусловно, является для предприятия приоритетной задачей. То же самое можно сказать и об абонентах-физических лицах. Кстати, здесь у нас есть некоторые новации.

— Например?

— Например, в Таврическом районе, объединив свои функции с Межоблгазом, мы организовали работу с населением по принципу единого окна. Людям очень удобно, когда все услуги, оказываемые газораспределительной организацией и поставщиком топлива можно получить в одном месте. Для 21 тысячи потребителей, которых обслуживает Таврический участок нововведение весьма значимое. Для ГРО и поставщика газа такой подход тоже выгоден — эффективность работы резко возросла, причем без существенных затрат. В 2016 году мы планируем с Межоблгазом объединить свои функции уже в Исилькульском районе.

Одним словом, трудности трудностями, а жизнь продолжается. При этом совершенно очевидно, что увеличение поставок природного топлива и снижение уровня дебиторской задолженности — по сути, две стороны одной медали. Нельзя решить первую задачу, не решив вторую.