Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано:
газета «Труд 7», № 22-Т/6 (26466-Т), 10 февраля 2012 г.   Оригинальная верстка (формат TIFF, 452 КБ)
газета «Московский комсомолец», № 8 (771), 15–22 февраля 2012 г.   Оригинальная верстка (формат PDF, 4.65 МБ)
газета «Аргументы недели», № 6 (298), 16 февраля 2012 г.   Оригинальная верстка (формат JPEG, 899 КБ)

Бесплатных услуг не бывает

Тема жилищно-коммунальных долгов, которую мы вынесли сегодня на очередное заседание пресс-клуба «Управдом», одинаково больная как для тех, кто услуги оказывает, так и для тех, кто их получает. Почему образуются долги? На что они влияют? Какие механизмы используют компании для решения данной проблемы? В качестве экспертов, которые помогли нам ответить на эти и другие вопросы, выступили: Оксана Севастюк, генеральный директор УК «ЦентрЖилСервис», Олеся Воропаева, генеральный директор УК «Левобережье», Сергей Свириденко, старший инспектор по работе со службой судебных приставов ОАО «Омскгоргаз» и Константин Шваб, заместитель начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

То, что за газ, тепло, воду, электроэнергию, обслуживание жилья нужно платить, понимают все. Но не каждый платит. Точнее, так: подавляющее большинство платит, а явное меньшинство — нет. По данным наших экспертов, в конечном итоге собрать не удается менее пяти процентов от начисленных по квитанциям сумм.

Мелочь? Как сказать. Во-первых, за этой «мелочью» стоят десятки миллионов рублей. К примеру, только компании «Газпром межрегионгаз Омск» абоненты задолжали в прошлом году 66 миллионов рублей. 12 миллионов недополучил Горгаз, 8 миллионов — УК «Левобережье» и т. д. А во-вторых, поставщики ресурсов и услуг «отпускают» их не один раз в конце года, а обеспечивают функционирование жилищно-коммунального хозяйства в ежедневном режиме, и деньги им нужны не «в конечном итоге», а каждый месяц. Бесплатно работать по полгода еще никто не научился.

Рассмотрим в качестве иллюстрации финансовую сторону жизнедеятельности управляющей компании. Почти все они формируют свой бюджет на основе нормативов, предложенных мэрией, в которых постатейно определены затраты на содержание и ремонт жилья. Если собственники своевременно заплатили 100% начисленных сумм, вопросов нет — УК может и должна в полном объеме исполнить свои договорные обязательства.

А если денег поступило меньше? В этом случае алгоритм действий руководителя любой управляющей компании выглядит следующим образом. Сначала производится расчет с поставщиками (вывоз мусора, обслуживание лифтов и др.). Затем выплачивается зарплата персоналу — слесарям, электрикам, дворникам, мастерам и т. д. Естественно, сразу же необходимо рассчитаться с государством, иначе придется иметь дело с налоговой инспекцией. И уже оставшиеся средства направляются на текущий ремонт домов. В нормативной структуре затрат их доля составляет 10%.

Другими словами, если дом собрал 90% от начисленных сумм, ремонт откладывается, а если он уже начался, приостанавливается. Ведь в распоряжении УК нет иных средств, кроме тех, что они получат от жильцов. Если уровень платежей ниже 90%, у компании начинаются проблемы с выплатой зарплаты, налогов, копятся долги пред поставщиками, и через некоторое время наступает крах. Со всеми вытекающими последствиями — не только для самих управленцев, но и для собственников жилья.

Аналогичным образом обстоят дела и у ресурсоснабжающих организаций. Те же Горгаз, «Газпром межрегионгаз Омск», «Энергосбыт» покупают ресурсы у производителей и продают их населению. Понятно, что если будут накапливаться долги, эти компании очень быстро вылетят в трубу.

Естественно, такой поворот событий никого не устраивает, а потому все жилищно-коммунальные предприятия вынуждены создавать структуры, занимающиеся взысканием долгов с населения. Да, работа не самая приятная, но от нее не уйдешь.

Какие факторы влияют на собираемость платежей? Конечно же, сказывается общий уровень жизни населения — в семейном бюджете многих омичей расходы на ЖКХ занимают весьма существенную долю. Но дело не только в этом. К примеру, пожилых людей к зажиточной категории граждан точно не отнесешь, но именно они, по оценке наших экспертов, являются самыми аккуратными плательщиками.

СловО «аккуратность», пожалуй, является ключевым в данном контексте. Потому что главной задачей подразделений, занимающихся взысканием дебиторской задолженности, является даже не выбивание конкретных долгов, а общее улучшение дисциплины платежей. Ведь многие омичи действительно не видят ничего предосудительного в том, что рассчитываются за полученные услуги с задержкой в несколько месяцев. Именно с этой категорией граждан в первую очередь жилищно-коммунальные компании и работают.

Начинается работа с предупреждений, уведомлений, звонков, ну а затем уже наступают реальные неприятности. Причем сейчас они наступают гораздо быстрее, чем раньше. Дебиторская задолженность тщательно отслеживается, юридический механизм отлажен, и велики шансы на то, что уже через три-четыре месяца должник получит уведомление о судебном иске. Их количество в судах в последнее время резко увеличилось. Только Горгаз, например, подал в прошлом году более 7,5 тысяч исков.

В большинстве случаев действует — должники рассчитываются за услуги, не дожидаясь решения суда. Что само по себе говорит о том, что долги образовались отнюдь не по причине полного безденежья. Ну, а если не действует, в дело вступают судебные приставы. Приятного, понятно, еще меньше.

Впрочем, к судебным приставам у наших экспертов много претензий: они попросту не справляются с возросшим потоком дел. В принципе, у должника есть даже шанс вообще не увидеть судебного исполнителя. Вопрос в том, стоит ли на этот шанс рассчитывать. Так или иначе, проблема неотвратимости наступления ответственности за неисполнение обязательств по договору на сегодняшний день не решена. И сказать по правде, до конца ее решить невозможно.

Да, с помощью различных мер воздействия жилищно-коммунальным предприятиям удалось навести относительный порядок с дисциплиной платежей. Но вместе с этим четко обозначилась категория граждан, которые платить не будут никогда. И взять с них нечего. Почти в каждом доме есть 1–2 квартиры, где живут такие люди. Во всех цивилизованных странах заботу об их судьбе берет на себя государство — управляющей компании это не под силу.

Кстати, жилищно-коммунальные организации и без этого выполняют несвойственные им социальные функции — например, почти все они предоставляют людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, рассрочку по выплате накопленных долгов. А ситуации, по словам экспертов, бывают разные. Кто-то потерял работу, кто-то заболел и не хватает денег на лечение — вариантов много. Теоретически информация такого рода тоже могла бы представлять интерес для органов, занимающихся социальной поддержкой населения, но с жилищно-коммунальными предприятиями у них взаимодействия по данному поводу нет. Хотя граждан, нуждающихся в адресной помощи, больше тех, кому она реально оказывается.

На аккуратность платежей влияет и еще один фактор — технический. Ведь заплатить сегодня не так-то и просто. Мало того, что количество квитанций, которые разносят по нашим квартирам, зашкаливает, так еще нужно выстоять огромную очередь на почте, чтобы расстаться со своими деньгами. Далеко не все омичи готовы тратить на это время. А бабушки и дедушки, временем располагающие и к очередям привычные, есть не в каждой семье. Проблема, что называется, назрела и решать ее нужно в масштабах всего города — уровень развития современных технологий вполне позволяет это сделать.

Впрочем, уверены наши эксперты, ни современные технологии, ни самые жесткие принудительные меры не помогут поднять дисциплину платежей, если те же управляющие компании, например, оказывают услуги ненадлежащего качества, не умеют выстроить нормальные отношения с собственниками жилья, если люди не понимают, на что потрачены деньги, которые они заплатили. Иными словами, качество работы управляющей компании влияет на уровень платежей в неменьшей степени, нежели уровень платежей влияет на качество работы управляющей компании. И в этом смысле процент сбора денег вполне можно считать индикатором отношения собственников жилья к своей УК.

А вообще-то, взаимозависимость такого рода носит универсальный характер: если мы хотим, чтобы уважали наши права, желательно научиться выполнять свои обязанности.

Игорь Смирнов