Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: газета «Труд», № 16-Т/04 (25428-Т), 30 января 2008 г.
Оригинальная верстка (формат JPEG, 358 КБ)

Ради нашей безопасности

Взрывы бытового газа, волной прокатившиеся по всей России, неожиданно вскрыли массу проблем…

Только за первые три недели нового года от взрывов в жилых домах погибло 19 человек. Число, получивших травмы, еще выше. Трагедии происходили в самых разных местах. В крупных городах — таких, как Воронеж и Казань и в маленьких поселках Рязанской, Самарской и Волгоградской областей… Как оказалось, от беды никто не застрахован.

По всем фактам взрывов проводится следствие. Параллельно генпрокуратура дала поручение на местах проверить соблюдение законодательства при эксплуатации газового оборудования.

С 2003 года вопросы безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования (ВДГО) оказались вне компетенции органов государственного надзора. Тогда вышел соответствующий федеральный закон, по которому ВДГО стало, по сути, бесхозным. Вдобавок, отменили и лицензирование деятельности по техническому обслуживанию газового оборудования.

Меж тем шло время, и система ветшала. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, значительная часть газопроводов, арматуры и других технических устройств имеет более 70% износа. Это очевидная зона риска, что и подтвердили последние события. Однако действующий Жилищный Кодекс не содержит профессиональных ограничений для работы в данной сфере. Управляющим компаниям предоставлено право самостоятельно выбирать организации для выполнения операций по техобслуживанию и ремонту ВДГО или выполнять их своими силами. Понятно, что при таком раскладе зачастую основным критерием выбора становится цена, а не качество работ: большинство управляющих компаний не упустят шанса сэкономить. Такие примеры уже есть, в том числе и в Омске.

ЗАО «Омскрегионгаз» крайне озабочено сложившейся ситуацией. На долю этого предприятия приходится 80% регионального рынка природного газа. Как известно, «Омскрегионгаз» занимается только реализацией голубого топлива, причем по цене, регулируемой государством. А вот подают газ конкретным потребителям по сетям газораспределительные организации. Среди них «Омскоблгаз», «Омскгоргаз» и «Омскгазстройэксплуатация»… Они же осуществляют и технические проверки внутридомового оборудования, заключая с потребителями соответствующие договоры. Если такой договор отсутствует, и ВДГО никто не обслуживает, подавать голубое топливо по правилам предоставления коммунальных услуг «Омскрегионгаз» не имеет права. Ведь получается, что за безопасность процесса никто ответственности не несет. Казалось бы, все вполне логично. Но отстаивать правоту своей точки зрения «Омскрегионгазу» в данный момент приходится в Арбитражном суде в споре с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области. Поводом для судебного разбирательства стало предписание, которое антимонопольщики вынесли в адрес газовиков в ноябре прошлого года. Этот документ запрещает «Омскрегионгазу» требовать с организаций по обслуживанию жилищного фонда заключения договоров со специализированными организациями на обслуживание ВДГО. То есть, по сути, получается, что «Омскрегионгаз» должен закрывать глаза на поставку взрывоопасного топлива в непроверенные сети.

Запрет был наложен в связи с жалобой ЗАО «Сибком» — организации, которая занимается коммунальным обслуживанием многоквартирных домов на улицах Свободы, 4-я Транспортная, 5-я Рабочая, Краснопресненская, Кирова, Харьковская. На протяжении нескольких месяцев 2007-го «Сибкому» не удавалось договориться об обслуживании газового оборудования жилья ни с одной специализированной фирмой. Велись переговоры с «Омскоблгазом», но изначально стороны не сошлись в цене. В конце концов, в сентябре подача газа была приостановлена в связи с плановым ремонтом. Возобновить её «Омскрегионгаз» пообещал только после того, как коммунальщики подпишут договор на обслуживание ВДГО. Газовики руководствовались исключительно интересами безопасности жильцов. Никакой коммерческой выгоды они преследовать не могли. Однако «Сибком» расценил ситуацию как давление монополиста и пожаловался в УФАС. В результате и появилось предписание, снятия которого газовики сейчас добиваются в суде.

Увы, омская история не является исключительной — похожие конфликты сегодня происходят по всей стране. И с каждым днем их будет возникать всё больше и больше, поскольку управляющие компании только разворачивают свою деятельность. Имеющиеся правовые акты в основном регламентируют вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома и не определяют порядка содержания и ремонта бытового газового оборудования, установленного в квартире абонента.

Сложившееся положение дел недавно обсуждалось на конференции Российского газового общества. В итоге специалистами был предложен ряд мер по повышению безопасности граждан. Они считают, что необходимо исключить газоснабжение из перечня коммунальных услуг, оказываемых управляющими организациями. И оставить за ресурсоснабжающими предприятиями право заключать договоры газоснабжения с населением напрямую. Кроме того, нужно ввести аккредитацию или лицензирование организаций, берущих на себя ответственность за эксплуатацию ВДГО. К ним должны применяться жесткие требования в части технической оснащенности, опыта и квалификации персонала, обязательно наличие аварийной службы. Также необходимо организовать систему профилактики и ремонта оборудования. А еще — систематически информировать население о правилах пользования газом в бытовых условиях. И, наконец, первоочередной мерой эксперты называют принятие ФЗ «О безопасности домового газового оборудования» и постановления правительства РФ «Об утверждении правил газоснабжения жилых помещений в Российской Федерации». Проекты этих документов уже подготовлены ООО «Межрегионгаз».

Ситуация складывается таким образом, что меры нужно принимать незамедлительно, иначе не избежать новых жертв. Речь прежде всего идет об организации действенного государственного надзора за безопасностью эксплуатации газового оборудования — причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Учитывая то обстоятельство, что целое десятилетие за газовое оборудование фактически никто не отвечал, одной из первоочередных мер должна стать всероссийская техническая инвентаризация систем ВДГО, которая позволит составить полную картину состояния дел в данной сфере. Потребуется также серьезная модернизация нормативно-правовой базы, принятие не только соответствующих федеральных законов, но и подзаконных актов органов исполнительной власти и органов государственного надзора.

Это очень большая работа, и ее нельзя откладывать на завтра. Вместе с тем, «Омскрегионгаз» и сегодня не снимает с себя обязанности предоставлять потребителю коммунальные услуги, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вреда имуществу граждан. А значит, компания должна располагать данными о состоянии ВДГО у своих потребителей и требовать от служб, в чьем ведении оно находится, обеспечения надлежащего состояния оборудования и заключения договоров на его обслуживание со специализированными организациями.

Юлия Соколенко