Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: журнал «Омский бизнес-журнал», № 11, ноябрь 2017 г.
Оригинальная верстка (формат PDF, 99 КБ)

Платежный нигилизм

До тех пор, пока у потребителей будет возможность бесплатно пользоваться ресурсами, долговую проблему решить не удастся.

То, что никакая экономика не может функционировать в условиях, когда покупатель не оплачивает полученный товар, — прописная истина. Но, когда в роли поставщика выступает ресурсоснабжающая организация, эта истина почему-то перестает быть прописной. Об эффективности различных способов борьбы с платежным нигилизмом в сфере газоснабжения «Омскому Бизнес-журналу» рассказал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Виктор Варжин.

— Виктор Николаевич, первым делом, видимо, нужно обозначить масштабы проблемы...

— Масштабы такие: на первое ноября общая задолженность всех категорий пользователей превышала миллиард рублей. Цифра сама по себе впечатляет, но еще хуже то, что объемы неплатежей все последние годы непрерывно растут, причем высокими темпами.

— Наверняка борьба с этим явлением начинается с комплекса мер, которые условно можно назвать предупредительно-профилактическими...

— Конечно же, такая работа ведется — постоянно и целенаправленно. Мы участвуем в еженедельных совещаниях штаба подготовки к отопительному сезону при областном профильном министерстве, активно работаем в специально созданной межведомственной комиссии, взаимодействуем с администрациями муниципальных районов в вопросах контроля целевого использования средств, поступающих от добросовестных пользователей.

Разумеется, мы ведем переговоры с проблемными потребителями, пишем претензии, предлагаем представить графики погашения задолженности, но 90% подписанных графиков не исполняются, продолжается негативная практика создания фирм-прокладок, вывода денег, последующего банкротства предприятий. В результате задолженность не сокращается, а отсутствие платежей за текущее потребление автоматически производит новые долги. Общая тенденция заключается в том, что эффективность всех этих предупредительно-профилактических мер неуклонно снижается — они попросту перестают работать.

— А что работает?

— Работают, например, методы принудительного взыскания. Через суд. С начала года мы направили в судебные инстанции исков на общую сумму 903 млн рублей. Решений в пользу регионального поставщика вынесено на сумму 635 млн, в счет погашения просроченной задолженности, в том числе, по результатам судебных дел предыдущих лет, уже поступили 511 млн рублей. По остальным делам рассмотрение и исполнительное производство продолжается.

Понятно, что судебные разбирательства — занятие хлопотное, что тянутся они долго, но приведенные цифры показывают, что обращение в суд является достаточно эффективным инструментом возврата средств за потребленный, но неоплаченный ресурс.

— Других инструментов нет?

— Есть и другие, поскольку федеральное правительство, понимая остроту проблемы, постоянно ужесточает законодательство в данной сфере. Скажем, в соответствии с требованиями закона «О газоснабжении в РФ», мы уже направили ТСО, многократно нарушающим сроки расчетов за газ, уведомления о необходимости предоставления банковских гарантий.

Еще один предусмотренный законодательством способ воздействия — обращение в Ростехнадзор с целью применения штрафных санкции к ТСО-должникам, как в отношении юридических лиц, так и непосредственно их руководителям. Практика применения данного механизма в ряде других регионов показывает, что он работает, и мы тоже будем его использовать.

Но самым эффективным вариантом, конечно же, является ограничение злостным должникам доступа к ресурсу. Например, после того, как летом было приостановлено газоснабжение 3000 неплательщикам-физическим лицам, задолженность этой категории потребителей сразу снизилась на 36 %.

Принятые в прошлом году Правительством РФ Правила ограничения подачи и отбора газа позволяют региональным поставщикам применять аналогичную меру и в отношении нарушающих платежную дисциплину теплоснабжающих организаций. В июле нынешнего года компания воспользовалась этой законодательной нормой и перекрыла подачу газа на котельную крупного дебитора ООО «СТМ-Омск», расположенную в микрорайоне Входной. После того, как ТСО прекратила горячее водоснабжении 211 объектов микрорайона, прокурор Ленинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. И суд по требованию надзорного органа в качестве обеспечительной меры обязал поставщика возобновить подачу ресурса, до рассмотрения иска по существу.

Результаты судебного разбирательства: действия компании «Газпром межрегионгаз Омск» признаны правомерными, а действия ООО «СТМ-Омск» — незаконными. Отсутствие газа не освобождает ТСО от обязанности обеспечивать своих потребителей коммунальным ресурсом, поскольку для этого котельная обязана иметь резервное топливо.

Понятно, что приостановка газоснабжения — мера крайняя и очень болезненная. Но понятно и то, что до тех пор, пока у потребителей будет возможность пользоваться неоплаченными ресурсами, нарастающий вал неплатежей остановить не удастся. В равной степени это касается и потребителей теплоснабжающих организаций. Добиваться повышения платежной дисциплины с их стороны должны ТСО, в руках которых для этого тоже имеется достаточно инструментов.