Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано:
газета «Труд 7», № 22-Т/6 (26466-Т), 10 февраля 2012 г.
газета «Московский комсомолец», № 8 (771), 15–22 февраля 2012 г.   Оригинальная верстка (формат JPEG, 821 КБ)
газета «Аргументы недели», № 6 (298), 16 февраля 2012 г.   Оригинальная верстка (формат JPEG, 886 КБ)

Договор — это единство прав и обязанностей

На вопросы отвечает Константин Шваб, заместитель начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск». В прошлом году ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» поставило населению области 248 млн кубометров газа. Это на 23 млн кубометров больше, чем в 2010 году. Увеличилось и количество абонентов — их сегодня у компании 182 тысячи. Понятно, что рост поставок повышает актуальность проблемы своевременности платежей.

— Константин Андреевич, давайте начнем с оценки платежной дисциплины ваших абонентов в минувшем году…

— Сказать по правде, год оказался в этом отношении не самым лучшим. Общий уровень платежей — 95%. Для сравнения, годом ранее было 97%, а два года назад — все 100%. Если брать в денежном отношении, то общая задолженность населения составила 66 миллионов рублей, увеличившись в полтора раза.

Впрочем, в значительной степени эта динамика объясняется резким увеличением за короткий срок новых абонентов, которых у нас стало на 14 тысяч больше, тогда как в предыдущие годы их количество увеличилось на 7-8 тысяч. Причем основная часть подключений пришлась на конец года, и люди просто за газ не успели рассчитаться. Уже в январе мы увидели, что ситуация стала быстро меняться в лучшую сторону.

Как ни странно, вторым фактором, повлиявшим на уровень платежей, стало замораживание тарифов. Если раньше люди старались в декабре полностью рассчитаться за топливо, чтобы потом не платить по более высокой цене, то на сей раз угроза финансовых потерь отсутствовала, и люди психологически расслабились. Хотя всем понятно, что платить придется, и в полном объеме. В противном случае неприятности неизбежны.

— Каков механизм работы компании с должниками?

— Он четко прописан в законе, и мы используем все предусмотренные законодательством меры воздействия. Уведомление о задолженности, судебные иски, приостановление подачи топлива. Одних уведомлений, например, было выдано в минувшем году 18200 штук. В суды обращаемся нечасто — всего подано 259 исков, и все выиграны, — а вот без газа по собственной вине остались 1108 абонентов. Кстати, 800 из них уже опять подключились к газоснабжению, заплатив за подключение немалые деньги. Вывод простой: никаких объективных причин для накапливания долгов не было. Практика показывает, что вернется к нам и большая часть остальных «пострадавших». Хотел бы подчеркнуть, что остаться без газа сейчас можно гораздо быстрее, чем раньше, — по новым правилам процедура ограничения поставки топлива запускается уже через три неоплаченных периода.

— Но ведь должник должнику рознь, бывает, что люди попадают в тяжелую жизненную ситуацию…

— Конечно же, мы это учитываем и в каждом случае стараемся решить проблему индивидуально. Очень редко применяются подобные санкции в отношении потребителей, которые используют топливо только для приготовления пищи. Ведь природный газ стоит дешево, чтобы накопить долг в 500-600 рублей, целый год требуется. Здесь помогают уведомления о задолженности. Да и к тем, кто газом топит дом, тоже подходим с пониманием. Мы же знаем, что на селе, к примеру, доходы людей часто носят сезонный характер, деньги у людей появляются после уборки урожая, ближе к холодам, после массового забоя скота. В таких случаях договариваемся о рассрочке, ждем. Никто не рубит с плеча. Судите сами: у компании 182 тысячи абонентов, а крайние меры применены только в отношении 1108. Это менее одного процента — речь идет только о злостных неплательщиках.

— Кто чаще всего попадает в данную категорию?

— Могу сказать, что действительно неимущих граждан среди них как раз меньшинство. Гораздо чаще накапливают многомесячные долги, например, владельцы загородных коттеджей. Понятно, что не по причине тяжелой материальной нужды. Они же потом нередко препятствуют законным действиям наших сотрудников. Ведь у многих не дома, а настоящие крепости: высоченные заборы, железные ворота, огромные собаки. Но мы уже давно научились преодолевать такого рода препятствия. Если нет возможности попасть во двор, договариваемся с соседями и перекрываем газ с их стороны. Либо со стороны улицы. Ведь газопровод проложен таким образом, что с технической точки зрения это не составляет труда. Не было еще случая, чтобы мы к кому-то не попали. Причем даже когда специалисты компании приходят перекрывать трубу, у злостного неплательщика есть еще шанс избежать крайней меры, заплатить за потребленное топливо. И если уж люди отказываются выполнять свои обязательства даже в такой ситуации, делать ничего не остается. Скоро закончится очередной отопительный сезон, и у наших сотрудников, увы, опять начинается горячая пора — основная часть отключений приходится на лето. Стоит ли ждать неизбежных санкций, ставить себя в неловкое положение? Вопрос, в общем-то, риторический.

— Но ведь среди неплательщиков есть не только владельцы богатых коттеджей, но и социально неблагополучные граждане…

— Действительно, есть, и с каждым из них, повторю, мы работаем индивидуально. Если взять, например, город Омск, наиболее сложная ситуация в Ленинском округе. Газификация там была проведена на бюджетные деньги, и не все абоненты в состоянии исправно платить за топливо. А вот в Кировском, Центральном и Советском округах проблемы гораздо меньше.

Кстати, в последнее время в областном центре вновь активизировалось строительство жилья, и чаще всего новые дома подключаются к природному газу. Таким образом, у нас появляется новый массовый тип абонентов и, соответственно, новый тип должников — жильцы многоквартирных домов. Работа с ними имеет свою специфику, придется чаще прибегать к судебным искам, поскольку отключение от газоснабжения в таких домах связано с вопросами безопасности, да и в квартиры должников попасть очень непросто. Хотя это, конечно, не значит, что злостные неплательщики смогут бесконечно пользоваться бесплатным топливом.

Занимаемся мы и организацией платежной системы для наших абонентов. Уже сейчас они могут рассчитаться за газ через отделения почты России, ОТП Банка, Сбербанка, Собинбанка. Вскоре к ним добавятся устройства самообслуживания (банкоматы, терминалы) и Интернет.

— В Омске не раз уже возникали острые ситуации, связанные с обслуживанием внутридомового газового оборудования, насколько данная проблема актуальна для вашей компании?

— Конечно, актуальна, поскольку это вопрос безопасности людей. Мы планируем совместно с газораспределительными организациями провести полную ревизию договоров на обслуживание ВДГО. Кстати, в состав этого оборудования входят и приборы учета, которые должны своевременно проходить поверку. В противном случае, показания не могут быть приняты во внимание. В прошлом году мы выявили 6600 счётчиков газа с истекшим сроком поверки — их владельцы сами создали себе массу неприятных сложностей.

А вообще-то, проблема, о которой мы сегодня ведем речь, сама по себе проста и прозрачна. Есть договор, есть свои обязательства у каждой из его сторон. ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» обязано обеспечить бесперебойную поставку топлива населению. Что компания и сделала, поставив в прошлом году жителям области 248 млн кубометров газа. Обязанность абонента — заплатить за количество продукта, которое он потребил. Все. И как мне кажется, большая часть вопросов, которые здесь возникают, носит не столько финансовый, сколько морально-этический характер. К примеру, разумному человеку не придет в голову взять что-то с прилавка магазина и не заплатить, а за газ получается, можно. Хотя в чем разница-то?