Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: газета «Комсомольская правда», № 15-т (25669-т), 14—21 апреля 2011 г.
Оригинальная верстка (формат JPEG, 869 КБ)

С каждым абонентом работаем индивидуально

Один день из жизни контролёра ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»

Для работы с населением в компании существует отдел, который состоит из двух участков в городе и пяти в области. Журналист «Комсомольской правды» провел один рабочий день с контролерами Центрального участка города Омска, выясняя причины увеличения задолженности абонентов за природный газ, сроки поверки счётчиков, и многое узнал о сложностях новой для себя профессии.

«В пентхаусах натыкаемся на домработниц»

Ровно в 9 часов утра в кабинете мастера Центрального участка «Газпром межрегионгаз Омск» контролеры собираются на планерку.

— Сколько вы вчера успели обойти квартир и какие при этом возникли проблемы? — те вопросы, которые мастер участка Марина Полозкова задаёт подчиненным ежедневно. В ходе планёрки каждый контролёр отчитывается о проделанной работе и получает новое задание.

— В одном из домов на Краснопресненской жилец разговаривал со мной через дверь — начинает отчет о прошедшем рабочем дне контролер Ирина. — Говорит, чтобы и близко никто из нас к нему не подходил — платить он все равно не будет! Кроме того, у нее «всплыли» «новенькие» должники и счетчики с истекшим сроком поверки.

— Вчера я обошла два дома на улице Кирова, — вступает в диалог контролер Любовь. — Проблем особых не возникло. Самый большой долг — за четыре месяца. Из 36 квартир смогла попасть в 34.

Контролёр Светлана этот рабочий день посвятила злостным неплательщикам. — Я прошла по Северным, — рассказала она — В одном доме проживают социально неблагополучные абоненты, и что любопытно, они хотя бы частично, но платят за газ. С хозяевами пентхаусов дела зачастую обстоят гораздо хуже. Например в Старгороде они игнорируют уведомления о проведении проверки. Мне дверь открывали домработницы, которые, естественно, ничего не знают о платежах жильцов за газ и приборах учета.

После небольших докладов мы с контролерами выезжаем в Омский район, направляемся в поселок Красноярка. Наша задача — выявление задолженности жителей и проверка счетчиков газа на предмет своевременной поверки. Время в пути было решено потратить на изучение истории отдела и специфики его кропотливой и важной работы. Отдел по работе с населением был создан в ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» в 2005 году. Специалисты отдела ведут работу с абонентами в Омске и 23 районах области (это 192 населенных пункта). Только за прошлый год количество абонентов увеличилось на 8 тысяч человек и теперь составляет 169 тысяч. Объемы поставок природного газа населению в 2010 составили порядка 225 миллионов кубометров, в этом году планируется реализовать около 260 миллионов кубометров.

Приборы учета газа есть почти у 85 тысяч абонентов, из них 63 тысячи приходится на область.

Центральный участок отдела по работе с населением обслуживает огромную территорию. Это четыре района Омска — Центральный, Советский, Октябрьский, Ленинский — и весь Омский район. — С каждым годом злостных должников становится больше, — рассказывает мастер участка Марина Полозкова. — Если раньше за летнюю кампанию по отключению без газа оставались порядка 40 человек, то в прошлом году больше трехсот! И это только те абоненты, которые используют газ для отопления.

Должников, которые пользуются газом для приготовления пищи, мы отключаем от сети газоснабжения круглый год. Правда, отключение — это крайняя мера.

Сначала мы неоднократно обзваниваем с просьбой погасить долг, но не оплачивают ведь! Потом, действуя в рамках законодательства, дважды уведомляем жильцов о задолженности, если нет оплаты — отключает от сети газоснабжения. А ведь, чтобы подключиться снова нужно не только погасить долг, но и оплатить услугу специализированной организации, а это без малого три тысячи рублей.

Часто приходиться взыскивать задолженность через суд, и, как правило, всегда выигрываем дела, единственное — много времени тратим.

КСТАТИ

Дебиторская задолженность абонентов поставщику природного газа на 10 апреля составляет порядка 85 миллионов рублей, несмотря на то, что в течение года принимались необходимые меры по её урегулированию.

Основные должники в области — население Омского, Калачинского, Любинского и Таврического районов, а в Омске — абоненты Ленинского округа.

В этом году летняя кампания по отключению должников от сети газоснабжения стартует 1 июня. Отключать газ неплательщикам «Газпром межрегионгаз Омск» будет с привлечением правоохранительных органов.

Согласно законодательству поставщик вправе приостановить подачу топлива в случае, если абонент:

  • не платит или не полностью заплатил за газ в течение 3 месяцев подряд;
  • отказывается пустить представителей поставщика газа для проверки газового оборудования;
  • не сообщает на участок о тех переменах, которые произошли в его доме (изменение состава семьи, увеличение отапливаемой площади, изменение вида газового оборудования);
  • скрывает количество человек, постоянно проживающих в доме более месяца;
  • утаивает наличие отапливаемых бань, теплиц или других подсобных помещений.

Все предельно просто — долг является основанием для отключения от сети газоснабжения.

В прошлом году ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» была приостановлена подача газа более чем двум тысячам должников, в суды подано 212 исков, из которых 207 удовлетворены в пользу компании. Выявлено семь случаев несанкционированного газопотребления, в шести виновные привлечены к уголовной ответственности.

Самый большой долг на памяти Марины Полозковой — 55 тысяч рублей. Эти абоненты оказались из категории пьющих и судимых. Отключили от сети газоснабжения эту семью, а затем договор был расторгнут в одностороннем порядке.

«Время поверить счётчик»

Добравшись до Красноярки, сразу направляемся к дому на улице Красный маяк. — Хозяева, Газпром межрегионгаз Омск, предоставьте, пожалуйста, доступ для проверки газового оборудования! — заходя в дом, говорит контролер Любовь Михайлова. Там проживает молодая семья с детьми и мама хозяйки. Она инвалид. Проверив марку газового котла, контролёр Любовь сверяет каждую квитанцию. — Долг у вас образовался, вероятно, из-за того, что вы делали расчеты, учитывая льготу своей мамы, — находит ошибку Любовь. — А она монетизирована с 1 июня прошлого года. Можете мне передать заявление с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, специалисты нашего участка подготовят ответ с приложением расчёта о начислениях и оплаченных суммах.

На будущее, не забывайте вносить плату в полном объёме. — В доме, где мы сейчас были, счетчик нужно будет поверять только в 2012 году — время, когда заканчивается межповерочный интервал, — говорит контролер Светлана после посещения очередного абонента. В случае, когда счётчик нужно поверять, контролер выписывает соответствующий акт. И собственник обязан провести поверку, потому что по закону именно на абонентах лежит ответственность за надлежащее техническое состояние приборов учёта. На эту процедуру поставщик газа даёт абонентам месяц.

Счётчик с истекшим сроком поверки считается неисправным, поэтому учёт и платежи за природный газ осуществляются по нормативу. Как правило, счётчики поверяют в той организации, с которой заключён договор на обслуживание внутридомового газового оборудования. Счётчик газа считается поверенным и его показания учитываются при расчетах за газ, если в паспорте прибора стоит клеймо поверителя, а на приборе пломба ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

Кстати, только за прошлый год контролёрами выявлено четыре с половиной тысячи неповеренных счетчиков газа.

«Да, были схватки боевые»

Перед тем, как отправиться в Красноярку, мастер участка предупредила нас, что мы будем работать с разными абонентами — контингент бывает и весьма агрессивный. Нештатных ситуация не заставила себя ждать. — Долго не могу в этот дом попасть, потому что собака во дворе злая, — жалуется контролер Любовь. — Может, то, что сейчас вы рядом, поможет мимо нее проскочить. И в правду страшный пес, на цепи почти во весь двор. Приходится проходить буквально впритирку к забору, чтобы не цапнули. Нам повезло. Вот, к примеру, одного из контролеров однажды серьезно покусали прямо во дворе дома. Хозяев не было, помогли соседи — успокоили овчарку.

— Да что собаки, на нас нередко, бывает, наставляют ружья и пистолеты, — говорят мои собеседницы. — Но до стрельбы дело пока не доходило, а пугать любят. За подобные «шутки» такие горе-абоненты не раз отвечали перед законом согласно уголовному кодексу. Нервничать должники начинают, когда мы приходим, даже абоненты со статусом ведут себя не всегда адекватно. Однажды, к примеру, пришлось 300 рублей долга взыскивать у бывшего высокопоставленного чиновника. А он взял и накричал, хотя обязан, как потребитель топлива, вносить плату за природный газ ежемесячно: в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Что уж тут о социально неблагополучных абонентах говорить.

В общем, очередной рейд контролеров «Газпром межрегионгаз Омск» прошел довольно спокойно и продуктивно. Все-таки большинство абонентов с пониманием отнеслись к визитам контролёров, хотя были и те, кто изрядно грубил. В основном, люди задолжали за голубое топливо, почему-то «забыв» о том, что льготы были монетизированы еще прошлым летом, и с того времени нужно было платить за газ полную сумму. Несмотря на не всегда вежливое отношение, контролеры старались найти к каждому абоненту индивидуальный подход, ответить на вопросы, разобраться в проблемной ситуации. А если никого не заставали дома, то оставляли абонентам памятку с напоминанием об обязанностях.

Иван Мирошников